Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Онежское озеро

Лоция Онежского озера
Навигационно-географический очерк


Общие сведения. Онежское озеро является вторым по величине (после Ладожского) озером в Европе. Длина его 134 мили, ширина 48 миль, а площадь 9720 rкв.км. Протяженность береговой линии превышает 800 миль.

Приходная часть водного баланса Онежского озера обусловливается впадающими в него реками (74 %) и атмосферными осадками (26 %), расходная часть — стоком по реке Свирь (84 %) и испарениями с водной поверхности (16 %).

Онежское озеро, являясь узловым звеном единой глубоководной системы европейской части России, соединяющей Балтийское, Белое, Черное и Азовское моря, имеет большое значение как для внутренних водных перевозок, так и для внешних (бесперевалочная перевозка грузов в Финляндию, Швецию, Германию, Данию и другие страны).

Река Вытегра, впадающая в южную часть Онежского озера и спрямленная в нижнем течении Вытегорским каналом, является частью Волго-Балтийского водного пути имени В.И. Ленина.

Вдоль южного берега озера между реками Свирь и Вытегра сооружен Онежский обводный канал, предназначенный для плавания малых речных судов при свежих ветрах без выхода в Онежское озеро.

На северном берегу Онежского озера в Повенецкой губе расположен вход в Беломорско-Балтийский канал.

У берегов Онежского озера имеется много районов, в которых выставляются орудия лова рыбы.

Первая лоция Онежского озера была составлена в 1961 г. С.П.Марченко и А.Я.Эльгортом.



Берега. Характер берегов Онежского озера весьма разнообразен. Берега юго-восточной части озера преимущественно низкие, песчаные, поросшие смешанным лесом.

Восточный берег озера главным образом низкий, а западный — высокий; эти берега сильно изрезаны и покрыты смешанным лесом.

Берега северной и северо-западной частей Онежского озера высокие, скалистые; они сложены из гранита или гнейса, поросли смешанным лесом и почти всюду окаймлены пляжем, загроможденным крупными валунами. В глубь материка местность постепенно поднимается к холмам, высота которых достигает 120 м. Эти холмы на Онежском озере называются горами.

Изрезанность берегов Онежского озера неодинакова. В его южной части берега изрезаны слабо; здесь имеется относительно крупная Свирская губа и несколько губ и бухт, неглубоко вдающихся в западный берег озера.

Берега северной части озера сильно изрезаны и образуют несколько обширных заливов и множество губ и бухт. Наиболее важными из них являются заливы Малое Онего, Заонежский и Повенецкий, по которым проходит путь, ведущий к Беломорско-Балтийскому каналу и к порту Медвежьегорск. Западнее этих заливов находятся залив Большое Онего и наиболее крупные из губ Онежского озера — Уницкая, Большая Лижемская и Кондопожская. В северо-западной части озера расположены Петрозаводская губа и порт Петрозаводск.

Из Онежского озера вытекает река Свирь, сток по которой регулируется двумя гидроузлами. Река Свирь судоходна на всем протяжении.

В Онежское озеро впадает 58 рек, из которых наиболее крупными являются реки Вытегра, Водла и Андома.



Проливы и острова. У берегов северной части Онежского озера лежит много островов. Наиболее крупными из них являются острова Большой Климецкий и Большой Леликовский. Между этими островами расположено множество небольших островов и островков, известных под общим названием Кижские шхеры. Плавание в шхерах возможно только по фарватерам, оборудованным створами.

Много островов имеется у восточного берега залива Малое Онего, а также в средней части Заонежского залива и во входе в Повенецкий залив. Острова расположены в непосредственной близости от рекомендованных путей, ведущих к Беломорско-Балтийскому каналу.

Большое количество островов, островков и скал лежит у входов и внутри губ, вдающихся в берега залива Большое Онего.

Все крупные острова высокие, поросшие лесом. Небольшие острова, как правило, низкие, каменистые, покрытые низким лесом или кустарником.

Проливы между прибрежными островами, а также между ними и берегом усеяны опасностями. Плавание в этих проливах возможно только по фарватерам, оборудованным створами.

В южной части озера имеется лишь несколько небольших островов, лежащих у его юго-западного берега; они отделены от берега узкими мелководными проливами.



Глубины, рельеф дна и грунт. Дно в южной и средней частях Онежского озера довольно ровное. Глубины в озере постепенно увеличиваются с юга на север и посредине озера составляют 50—60 м. Примерно в 16 милях юго-восточнее входа в Петрозаводскую губу находится впадина, глубины в которой около 100 м.

Берега озера в основном приглубы; изобата 10 м проходит в 2—3 милях от берега; сравнительно немногочисленные опасности находятся в непосредственной близости от береговой линии. Исключение составляют районы Свирской губы и акватории, прилегающей к устью реки Водла; изобата 10 м проходит здесь в расстоянии до 5 миль от берега, на значительном удалении от которого имеются опасности.

В заливах и губах северной части озера дно очень неровное; наряду с большими глубинами здесь имеются банки и скалы. Так, в заливе Большое Онего на значительном расстоянии от его берегов имеются банки с глубинами 0,6—10 м. Особенно много опасностей во вдающихся в этот залив Уницкой и Кондопожской губах, где плавание возможно лишь по фарватерам, оборудованным створами.

Неровное дно также в заливах Малое Онего, Заонежский и Повенецкий. Так, в заливе Малое Онего, почти посредине него, лежат две банки с глубинами 2,2 и 2,8 м. Вдоль Заонежского залива, примерно посредине него, тянется цепь островов и опасностей, по обеим сторонам которой находятся довольно глубокие проходы.

Много опасностей имеется непосредственно на подходе к Повенецкой губе; самыми внешними из них являются луды Боярская и Лаг с глубинами соответственно 2,2 и 0,8 м.

Берега заливов, как правило, отмелые и окаймлены широкой полосой островов, островков, подводных и надводных камней.

Грунт в Онежском озере весьма разнообразный: в центральной части — серо-зеленый ил; у южного и восточного берегов — песок и песок с галькой; у юго-западного берега, а также в заливах и губах северной части озера — ил, глина, песок и местами камень.



Земной магнетизм. В магнитном отношении Онежское озеро изучено хорошо.

Магнитное склонение на Онежском озере (эпоха 1995 г.) восточное и изменяется от +10,0° на юге до +11,0° на севере (город Медвежьегорск) озера. Среднее годовое изменение магнитного склонения незначительное (+0,05°), +3' на западе на весь район.

Магнитные аномалии отмечены в Рыборецкой и Чёлмужской губах, где склонение на эпоху 1995 г. составляло соответственно 4,8° Е и 13,0° Е.

Амплитуда суточных изменений магнитного склонения в летние месяцы достигает 17—19', а зимой бывает около 4—5'. Во время сильных магнитных бурь колебания магнитного склонения достигают 6—7°.

Магнитное наклонение в описываемом районе северное и изменяется от 74,1° на юге озера до 75,3° на севере (город Медвежьегорск).

Направление изоклин близко к широтному.

Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля изменяется от 0,143 Э на юге до 0,134 Э на севере Онежского озера (город Медвежьегорск).

Направление изодинам близко к широтному.



Особые физико-географические явления. На Онежском озере с мая по август наблюдаются белые ночи. В июне — июле отмечаются миражи.



Средства навигационного оборудования. На Онежском озере имеется хорошо развитая сеть навигационного оборудования. Многочисленные маяки и светящие знаки, установленные на его берегах и островах, позволяют надежно определить место судна при приближении к берегу. Почти все опасности, лежащие вблизи основных рекомендованных путей следования судов, ограждаются светящими и несветящими буями и вехами. Сложные в навигационном отношении фарватеры, проходящие среди островов и опасностей, оборудованы створами светящих и несветящих знаков.

Ограждение опасностей на Онежском озере производится по системе МАМС. В шхерах, на подходах к грузообразующим пунктам в некоторых узких проходах и на рейдах навигационные знаки выставляются по системе, принятой на внутренних водных путях; границы действия систем ограждения показаны на картах. Сложные в навигационном отношении судовые ходы оборудованы створами светящих знаков.

На Онежском озере наименование сторон «правая» и «левая» принимается при движении из малых водоемов в большие, а в Кижских шхерах и на Никольском фарватере — с севера на юг. Границы речной обстановки показаны на картах. При входе в реку Свирь, в Беломорско-Балтийский канал и Вытегорский канал Волго-Балтийского водного пути наименование сторон принимается по движению судна.

Буи и вехи снимаются при первом появлении льда и выставляются по мере очищения озера от льда.

На основных судоходных трассах в наиболее важных местах рядом со светящими буями дополнительно выставляются ледовые буи, которые снимаются для ремонта в летнее время. В период белых ночей (с 1 июня по 5 июля) все светящие средства навигационного оборудования прекращают свое действие, за исключением светящих знаков, оговоренных в Местных правилах плавания по Онежскому озеру и Беломорско-Балтийскому каналу, изд. Государственной речной судоходной инспекции Беломорско-Онежского бассейна (ГРСИ).



Порты и якорные места. На Онежском озере оборудованы порты Петрозаводск, Медвежьегорск и Шала.

Кроме этих портов, большое значение имеют гавань Вознесенье, грузообразующие пункты Ропручей, Шокша, Кондопога, Кодачгуба и Повенецкая гавань. У некоторых населенных пунктов, разбросанных по берегам озера, сооружены причалы; к ним могут швартоваться малые суда.

В заливах, бухтах и губах северной части озера имеется много хороших якорных мест. На якорь в этом районе можно становиться почти всюду, где позволяют глубины; грунт здесь хорошо держит якоря.

В южной части озера якорных мест мало; большинство из них плохо защищено от ветров и волнения и доступно лишь для малых судов.

У юго-западного берега озера лучшие якорные места расположены в Петрозаводской, Уйской и Пухтинской губах, в бухтах Деревянская, Лахтинская и Шокша.

У южного берега озера якорные места есть лишь в Свирской губе и в истоке реки Свирь, а у восточного берега — у мысов Петропавловский и Андомский и в устьях рек Водла, Андома; надежно защищены от ветров и волнения лишь якорные места, которые находятся в устьях рек.



Ремонтные возможности и снабжение. Ремонт корпуса и механизмов судов можно произвести в гавани Вознесенье и в портах Петрозаводск и Медвежьегорск (поселок Пиндуши). Мелкий ремонт можно выполнить в Повенецкой гавани.

Жидкое топливо и смазочные материалы можно получить в Повенецкой гавани и в порту Петрозаводск. В ограниченном количестве жидкое топливо и продовольствие можно приобрести в любом крупном населенном пункте.



Лоцманская служба. Заявка на лоцмана подается за 24 ч и уточняется за 8 ч до начала проводки в ГУ Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства:

— на проводку по Онежскому озеру и ББК – в государственную лоцманскую службу ГУ БО ГБУ ВпиС (г.Медвежьегорск, ул.Дзержинского, 26, тел.2-28-93, «Река» 2-44, 3-86);

— на проводку по ББК и от внешнего морского рейда до внутреннего рейда – в Службу капитана порта Беломорск, ул.Водников, 3, тел.: (81437) 2-36-98, «Река» 3-81).

Лоцмана для проводки судов по Беломорско-Онежскому бассейну можно принять на борт в одном из пунктов: Вытегорский порт, гавань Вознесенье, порт Петрозаводск, Повенецкий рейд, Беломорский морской порт, Большой Сорокский рейд.

Заявка на проводку судов по Соломенному проливу подается диспетчеру ООО Онежской стивидорной компании.

Лоцмана, осуществляющие проводку по Беломорско-Балтийскому каналу, находятся в Повенецкой гавани.



Служба навигационной информации. Обо всех изменениях навигационной обстановки Беломорско-Онежским государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства (БО ГБУ ВПиС) дается оповещение по радио на УКВ. Эти оповещения передаются на суда в 6, 12 и 18 ч в течение двух суток с момента выпуска.

Кроме того, БО ГБУ ВПиС выпускает:
Путевой лист, в котором помещается информация по Беломорско-Балтийскому каналу;
Информационный лист, в котором приводится информация на Онежское озеро и реки Водла и Андома. Здесь помещаются сведения о курсах судов в проливах и во входах в порты и гавани, а также указываются глубины у причалов и на рейдах; этот лист выпускается в период навигации в начале месяца.


Сведения, носящие постоянный характер или требующие корректуры действующих руководств для плавания, объявляются в извещениях мореплавателям ГС БФ.

Судоводители могут получить интересующую их информацию у диспетчеров портов Петрозаводск, Шала и Повенецкого диспетчерского участка порта Медвежьегорск, а также в городе Вытегра и поселке Вознесенье от диспетчеров движения ВолгоБалтийского государственного бассейнового управления.



Сообщение и связь. Город Петрозаводск связан регулярными рейсами судов на подводных крыльях с городом Вытегра, поселком Шальский и селениями Сенная Губа, Кижи, Великая Губа, Кузаранда и Толвуя.

Регулярным автобусным сообщением соединены города Петрозаводск, Лодейное Поле, Кондопога, Медвежьегорск и Пудож, а также поселки Вознесенье и Повенец.

Города Петрозаводск, Кондопога и Медвежьегорск связаны с железнодорожной сетью страны.



Население и населенные пункты. Берега Онежского озера довольно густо заселены. По берегам озера разбросано множество больших и малых селений. Особенно много их на юго-западном берегу и в районе Кижских шхер. Самыми крупными населенными пунктами являются города Петрозаводск (столица Республики Карелия), Медвежьегорск, Кондопога, Вытегра и поселки Вознесенье, Повенец, Пиндуши, Шальский.



Правила плавания. На Онежском озере, кроме Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, действуют еще обязательные для всех судов Особенности движения и стоянки судов по внутренним водным путям Беломорско-Онежского бассейна, изд. ГРСИ Беломорско-Онежского бассейна.

Порядок входа судов в Онежское озеро определен Инструкцией Беломорско-Онежского ГБУ ВП и С, изд.1999 г./p>

При плавании по Волго-Балтийскому водному пути и по Беломорско-Балтийскому каналу следует руководствоваться соответственно томами 3 и 4 Атласа единой глубоководной системы европейской части РСФСР, издаваемого Главной редакцией карт внутренних водных путей.